Средние группы: Незабудки

4—5 лет

Педагоги группы

Педагогический работник
Овчаренко Екатерина Ильинична

Особенности занятий в группе

Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже
начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.
Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые
трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто
бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что
ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети
хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в
своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности
регулировать поведение.

Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать
тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё
самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года,
хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о
необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте происходит
развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.
У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания
взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-
прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п.,
однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести
девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая
причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец,
мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют представления
об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха,
специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских
качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых
людей разного пола.

Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря
развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью -
он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое
словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной
речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом
возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для
общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы,
рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т.
д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие
становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни
до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный
материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер
непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно
запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом,
воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное
решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его
напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить
моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку
отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет
походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство
справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к
окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.

Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может
стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом
произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении
читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго
рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко
находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести
книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые
игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные
сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков
прочитанных произведений.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно
стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных
вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного
характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно

осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Он
чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых
получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем
мире значительно расширяются. Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет
удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает
координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность
совершенствования способностей к изобразительной деятельности.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет.
Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая.
Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли,
подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре
ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь
правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при
соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости,
настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение,
сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию.
Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то
палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в
игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности
через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений,
разных видов деятельности, общественных функций людей.

В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное,
чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя
его достоинства, например так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему,
что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь
своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому
способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и
безобразничать.

Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих
требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных
черт характера. Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые
разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал
удовольствие от этой деятельности. Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он
замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы
ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок
умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему
гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным
человеком, от которого ничего не зависит.

Обучающая программа

общеразвивающая

Новости и события

Все новости и события

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie